ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ ПОХОРОНЕН В КИЕВЕ.

 

ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ ПОХОРОНЕН В КИЕВЕ.

Киев, Москва, Долгорукий, Русь, Московия, летопись, русские, Рюрик, Суздаль, Боголюбский,



1090 — 15 мая 1157 года.

 

Отцом Юрия Долгорукого был  Владимир Мономах, Великий князь Киевский. Юрий был младшим его сыном. Матерью его, по одной из версий, была дочь последнего англосаксонского короля Гарольда II, Гита Уэссекская. По другой версии – вторая жена Владимира Мономаха, имя которой неизвестно.

 

     Впервые Юрий Долгорукий занял Киевский престол в 1149 г., когда им были разбиты войска Киевского князя Изяслава Второго Мстиславича. Под его контролем оказались также княжества - Туровское  и Переяславское. Своему старшему брату Вячеславу он отдал Вышгород, но тем не менее традиционный порядок наследования по старшинству был нарушен, чем и воспользовался Изяслав. С помощью венгерских и польских союзников Изяслав в 1150-51 годах возвратил себе Киев и сделал Вячеслава соправителем (фактически продолжая управлять от его имени). Попытка Юрия Долгорукого отвоевания Киева закончилась поражением на р. Руте (1151 год).

Второй раз Юрием Долгоруким была получена власть в Киеве  в 1155 г., когда он изгнал из Киева захватившего власть Изяслава III Давидовича, заручившись согласием Великого князя Киевского Ростислава. После этого события звание Великого князя Киевского князь Ростислав уступил Юрию Владимировичу Долгорукому.

     С 1155 г. 3-я попытка увенчалась успехом, Юрий Долгорукий был правителем в Киеве до самой своей смерти в 1157 г. В летописи говорится о том, что был он человеком завистливым, честолюбивым, хитрым, но и храбрым. Не пользуясь особой любовью народа и князей, смог завоевать все же  репутацию не только искусного воина, но  и не менее умного правителя.

      Мечта всей жизни Юрия Долгорукого - стать Великим князем Киевским в итоге осуществилась, однако в истории и в памяти потомков он остался основателем совсем иного города. В 1147 году, именно по распоряжению Юрия Владимировича Долгорукого,  для охраны границ, на никому неизвестной окраине Северо-Восточной Руси, был основан город, который и до сегодняшнего времени носит название Москва. Небольшое село стояло на высоком холме у слияния 3-х рек, что показалось великому князю самым подходящим для сооружения сторожевого острога.

   В 1147году, Юрий Долгорукий, возвращаясь из похода на Новгород, писал в послании своему родственнику и союзнику чернигово-северскому князю Святославу Ольговичу: "Прииде ко мне, брате, в Москов!" Это было первым  упоминанием в Ипатьевской летописи будущей столицы России, и этот год принято считать официальным возрастом города Москвы.

     

    Возвратившись в город Киев, Юрий Долгорукий 10 мая 1157 г. был на пиру у Осмянника Петрилы,  В ночь Юрию стало плохо(существует версия, что он был отравлен киевской знатью), а через 5 дней (15 мая) он умер. В день похорон (16 мая) случилось много горя, летописец писал: киевлянами были разграблены дворы Юрия и его сына Василька, перебиты суздальцы по городам и селам. Киев снова стал занят представителем линии черниговских Давыдовичей, Изяславом Третьим, но сыновья Юрия Борис и Глеб смогли удержаться на туровском и переяславском престолах.

Юрий пришелся очень не по нраву южному населению, т. к. имел властный характер и был не очень великодушен (полная противоположность ему был Изяслав Мстиславич). Даже тело Юрия Долгорукого киевляне не разрешили похоронить рядом с телом его отца Владимира Мономаха, и Юрий был погребен в Берестовской обители Спаса на территории современной Киево-Печерской Лавры. 
Гораздо лучше относились к Юрию на севере, где он заслужил добрую память, основав  многие города и устроив церкви. Обустройству земли русской он посвятил лучшие годы своей жизни. 

 

Россия – страна созданная Петром I на основе Московско-татарского княжества.

Вся история государства-фейка России это не более чем череда фальсификаций, подлогов и местами банального литературного творчества  авторов ее писавших.

Имперские замашки «русских» не имеют никаких обоснований, а их желание подменить историю, оставило нам даже в подделанных ими же источниках основание для того чтобы утверждать, что россияне к Руси никакого отношения не имеют.

Важнейшей мистификацией созданной Россией является некая связь между историей Киевской Руси, а фактически Украины, и фино-татарскими ханами Московии.

Надо понимать, что определение Русь, изначально относилось лишь к территории, подконтрольной, и охраняемой, городу Киеву. Укрытой городом Киевом.

Называлась соответственно территории Киевской Русью, так как от названия ее центра, ее столицы и происходило название территории.

Так города платившие Рима – признавали право Рима, и назывались Римской Империей, города платившие Москве – аналогично.

Если взять сегодняшнюю карту, то Киевская Русь – это территория Центральной Украины, а именно: Киевская,  Житомирская, Сумская и Черниговская области, а также части Винницкой, Черкасской и Полтавской областей.

Под напором татаро-московских войск, центр Руси, вместе с ее управленческим аппаратом в конце XII века сместился на Западную Украину.

О чем говорят летописи?

Но хватит разговоров, перейдем к доказательной базе, к летописям:

1146 год

«И Святослав, заплакав, послал к Юрию в Суздаль, сказал: «Брата мне Всеволода Бог взял, а Игоря Изяслав схватил. Пойди-ка в Русскую землю, в Киев».

1147 год

Черниговский князь Святослав взял в осаду город Неринск в Рязанском княжестве, о чем в летописи написано:

«В то же время прибежали к Святославу из Руси отроки».

Что говорит о том, что Рязань не является Русью.

1148 год

Киевский князь Изяслав Мстиславович обменялся любезностями с братом Ростиславом Мстиславовичем, князем Смоленским:

«Изяслав дал дары Ростиславу, что от Русской земли и от всех цесарских земель, а Ростислав дал дары Изяславу, которые от верхних земель и от варягов».

1149 год

Изгнанный из Киевщины Ростислав, приехавши к своему отцу Юрию Долгорукому в Суздаль, говорит:

«Слышал я, что хочет тебя вся земля Русская и черные клобуки».

Юрий же Долгорукий, позже говорит:

«Сыновец мой Изяслав, на меня прийдя, волость мою разорил и поджег, а еще и сына моего выгнал из Русской земли и волость ему не дал, и меня стыдом покрыл».

1151 год

Изяслав Мстиславович, изгнавший Юрия Долгорукого из Киева, сообщает, что его сын Андрей Боголюбский сказал:

«Тем временем выпросил у отца пойти заведомо в Суздаль, говоря: « Осе нам уже, отче,тут, в Руской земле ни рати, ни чего другого. Так что потеплу пойдем».

1154 год

Об очередном неудачном походе Юрия Долгорукого на Киев в летописи  сообщают:

«В том же году тронул Юрий с ростовцами, и с суздальцами, и со всеми  детьми в Русь. И случился мор среди коней во всем войске его, которого же не было никогда».

1173 год

Когда Ростиславовичам предложили покинуть Киев, а также города Белгород и Вышгород и уйти в Смоленск, летопись сообщает:

«Засетовали Ростиславовичи, что он лишает их Русской земли».

1174 год

Суздальский князь Андрей Боголюбский, отвечая  на обращение князей Ростиславовичей, говорит:

«Подождите немного, я послал к братьям своим в Русь. Как мне весть будет от них, тогда и дам ответ».

Позже, после смерти Андрея Боголюбского, придворный человек Кузьмин говорит:

«Уже тебя, хозяин, пахолки твои не признают. Не так, как когда-то, когда купец приходил из Цесарограда, и из других краев, и из Русской земли…».

А бояре из Владимира-на-Клязьме вторят ему:

«Князь наш убит, а детей у него нет, сынок его в Новгороде, а брат его на Руси».

1175 год

Летопись гласит, что русские – чужие на Ростовской земле:

«В том же году, когда оба Ростиславовича сидели на княжестве в земле Ростовской, раздавали они были посадничества русским отрокам. А те большую тягость людям сим совершили продажами и верами».

1180 год

Черниговский князь Святослав Всеволодович пошел походом на Суздаль и Рязань:

«И тогда спешно приготовились к бою в войске Святославовом, и Всеволод Святославович уборзе примчался к русским полкам  со своим полком. И тогда рязанские князья убежали, а других они побили».

После того как Святослав вернулся из Суздаля летопись гласит:

«А когда вышел он из Суздальской земли, то отпустил брата своего Всеволода, и Олега, сына своего, и Ярополка в Русь, а сам с сыном Владимиром пошел в Новгород Большой».

1187 год

Князь Рюрик Киевский послал в Суздаль сватов к князю Всеволоду, дабы его дочь Верхуслава вышла  за своего сына Ростислава. Всеволод согласился, и отпустил ее: «в Русь».

1223 год

Киевским князям на битву с татаро-московами послали с ростовским полком Василия Константиновича: «к ним в Русь».

1406 год

Литовская летопись сообщает:

«Свидригайла… начал много зла с Москвой творить Литовской земле и Руси».

1415 год

«Витовт, Большой князь Литовский, увидев, что митрополиты, придя из Москвы в Киев, забирают из Святой Софии все, что красиво… и в Московскую землю относят», чтобы «не преуменьшалось богатство в земле Русской», приказал выбрать своего митрополита.

И это лишь то, что реально «попалось под руку»!

Таких упоминаний, при желании в летописях вы найдете огромное количество.

Тиражирование этнонима «Русь»

Но нигде нет этнонима: «Суздальская Русь», «Московская Русь», «Новгородская Русь»!

Все это тиражирование название Русь не более чем выдумка политтехнологов, имеющая одну цель, закамуфлировать воровство истории.

Русь всегда была Киевской, подчиненные ей земли никогда не были Русью.

Суздаль, Смоленск и Новгород, ни во время пребывания под властью Киева, ни после, никогда не назывались Русью.

Русь – это территория современной Центральной, а с конца XII века – еще и Западной Украины.

Переезд Руси

В XIX веке российский историк Михаил Погодин предложил весьма удобную теорию о преемственности Москвы как столицы переехавшей из Киева Руси.

По его словам, Русь, поднялась и «переехала» из Киева в Москву!

Идея была настолько притянутой за уши, что даже в советское время, над ней смеялись все историки.

Владимирско-Суздальское княжество, или Залесье – это территория, прародина сегодняшней Московии.

Московия – не имеет никакого отношения к Руси, и называться Русью, не может.

Также Русью называться не может и Новгород, из которого сейчас в России пытаются сделать «первую столицу Руси»!

Во-первых потому что Новгродов, по меньшей мере было построено великое множество, и название Новгород мог носить любой Новый Город.

Во-вторых так сложилось исторически, что земли Великого Новгорода, никогда не считались Русью.

1141 год

«А когда Святослав Ольгович удирал из Новгорода в Русь к брату, то послал Всеволод навстречу ему». Новгород не является Русью!

1148 год

Князь киевский Изяслав Мстиславович пришел за помощью к новгородцам и сказал:

«Вот братья, сын мой, и вы прислали ко мне, что вас обижает стрый мой Юрий. На него я пришел сюда, оставив Русскую землю».

А после того как киевское и новгородское войско пошло войной на Суздаль, летопись сообщает: «И оттуда послали они Новгородцев и Русь опустошать Ярославль».

«И в то время пришли новгородцы и Русь, опустошив, от Ярославля, и добычи много они принесли».

Получается, что представители Новгорода и Руси, это не один и тот же народ, как бы того ни хотелось сегодняшним политисторикам.

В конца XII века Западную Украину начали называть Русью

Так галицко-волынского князя Романа Мстиславовича, который правил в 1188-1205 годах, современники называли «самодержцем всей Руси».

А вот Андрея Боголюбского, в то же время, летопись уже называет «самовладцем всей Суздальской земли».

Подчеркивая его незаконный приход во власть, узурпацию власти над Суздалем.

Галицко-волынские князья, достаточно долго удерживали за собой титул Руси и называл себя князьями и хозяевами «Русской земли» или «всей Русской земли», а на их печатях был указан титул «короля Руси» или «Rex Russiae».

Московия была официально переименована в Россию царским указом в 1721 году. Этноним «русский» закрепился еще позже – только в конце века, когда царица Екатерина II «высочайшим повелением» приказала московскому народу называться «русским народом» и запретила ему употреблять название «москвитяне».

Ссылки на первоисточники:


   По случаю 1000-летия Крещения Руси в базилике св. Петра в Ватикане у алтаря св. Эразма были установлены две новые мозаики - Крестителям Руси-Украины - святой княгине Ольге и святому Владимиру Великому. Изображение св. Владимира украшено изображением золотого трезубца на синем фоне, над трезубцем небольшой золотой крестик.   

***

Киев - история - Основание Киева

Нумизматические находки римских монет первых веков нашей эры в Киеве свидетельствуют о том, что на киевских (точнее, «докиевских») высотах велся торг. Здесь, торгуя, теряли монеты, а иногда специально закапывали в виде клада значительные сокровища. Таков, например, клад, найденный на Львовской площади сто лет тому назад: в нем было около пуда римских монет и медалей, уложенных в ведро. Топографически они тяготеют к прибрежной части города, к древней пристани на Днепре (Подол, Замковая гора, овраги Глубочицы), найдены они на Старокиевской горе и в Печерске. На месте будущего Киева было тогда несколько небольших славянских селений, и находки монет подтверждают мнение автора «Слова о полку Игореве», что счастливые времена в истории славянства связаны с «Траяновымн веками». С царя Траяна, правившего в 98— 117 годах н. э., началась широкая торговля славян с Римом. Указанные находки монет и вещей нередко наводили на мысль, что историю Киева следует начинать с рубежа нашей эры, что Киеву две тысячи лет. При этом иногда опирались на церковную легенду, придуманную игуменом Сильвестром в 1116 году: на месте будущего города на высокой горе будто бы побывал апостол Андрей, воздвиг на ней крест и предсказал, что здесь «возникнет великий город». Даже если принять на веру христианскую мифологию, то «во времена апостолов», то есть в I веке н. э., города еще нет. Разрозненные славянские селения и торг без крепости — это предыстория Киева. Таких пунктов было много, и не от них следует отсчитывать судьбы исторических центров. В VI веке н. э. началось грандиозное движение славянских племен на юг к Дунаю и на Балканы, изменившее всю этническую карту Европы. Подготавливалось оно не менее столетия на протяжении V и начала VI веков. В колонизационном движении приняли участие не только племена южной окраины славянского мира, но и далекие жители Верхнего Поднепровья, соприкасающиеся с балтскими племенами — предками литовцев и латышей. Взглянем на географическую карту и представим себе путь этих славян-переселенцев, заполонивших впоследствии весь Балканский полуостров. Из лесной зоны на юг они могли плыть по таким рекам, как Днепр, Десна, Сож, Березина, Припять. Все эти реки стекались к Киеву, и Киев, как замком, запирал колоссальный бассейн Днепра в четверть миллиона квадратных километров. Тот князь, который владел киевскими высотами в V веке, был хозяином положения; он контролировал поток переселенцев, мог набирать из него свою дружину, мог взимать мытную проездную пошлину. И по тем же путям, по каким двигались славяне-колонисты, слава о князе, владевшем днепровской магистралью, могла дойти и до императорского дворца в Царьграде. И дошла. Новая историческая ситуация V—VI веков потребовала и новых организационных форм. Хозяин Днепра не мог довольствоваться пристанями и торговыми местами — ему нужна была крепость. 

Большой интерес для ответа на вопрос, где был город Кия, представляет сопоставление легенды о трех братьях — строителях города с реальной топографией киевских высот. Конфигурация правого берега Днепра в районе Киева с его оврагами, мысами является результатом древних размывов коренного берега как потоками Почайны и Глубочицы, так и водами реки Десны, оттеснившими воды Днепра к правому берегу. Высокий берег Днепра на территории Киева тянется с юго-востока на северо-запад, отступая от реки в том месте, где Днепр образует луку. Здесь в Днепр широким устьем впадает Почайна, представляющая собой превосходную гавань-затон. Полукруглое низменное пространство между Почайной и высоким правым берегом носило название Подола и было заселено еще в первые века нашей эры. Если смотреть на киевские высоты со стороны Почайны, то слева направо (с юго-востока на северо-запад) мы увидим следующую обширную панораму: на левом краю будет мыс основного киевского плато, по летописной терминологии, просто «Гора» (впоследствии она получила название Андреевской или Старокиевской). Коренной берег отступает далее в глубь плато, на запад, почти перпендикулярно Днепру и образует мысы и овраги («Дитинка», «Копырев конец», или «Клинец», и др.). Овраги во времена Киевской Руси были использованы гончарами и кожевниками. Прямо за Подолом, окаймляя его с юго-запада, находились вытянутые в одну линию три горы: южная ближайшая к «Горе» — Замковая гора (Киселевка, Фроловская гора); далее, на северо-запад,— Щековица, а за ней, в наибольшем отдалении от Днепра,— Лысая гора (Юрковица, Иорданские высоты). Между этими четырьмя горами исследователи и распределили «грады» трех героев летописной легенды. Конечно, при анализе тех предположений, которые выдвигались в связи с легендой о трех братьях, нам следует исходить из того, что двое братьев могли получить свои имена от существовавших местных топонимических названий. Щековица не вызывает сомнения потому, что так она называлась в эпоху Мономаха («идеже ныне зоветься Щековица»), так ее именовали в XVIII веке, так она называется и в настоящее время. Хоревица, с которой связали имя третьего брата, определяется различно. Ни летописной, ни более поздней традиции нет. Возможно, что следует присоединиться к давнему мнению В. Б. Антоновича (поддержанному советскими археологами М. К. Каргером и П. П. Толочко), что Хоревица — Лысая гора. Судя по такому своеобразному наименованию, это была одна из тех ритуальных гор, на которых, по народному поверью, проводили свой шабаш киевские ведьмы. Рядом с Лысой горой находился огромный языческий курганный могильник. Языческий ритуальный характер данной горы явствует из описания событий 980 года, когда Владимир, подступая к Киеву, «обрывся на Дорогожичн, межю Дорогожичем и Капичем; и есть ров и до сего дне». Капиче,— очевидно капище, языческий храм. Лысая гора — соседняя с Дорогожичами, ближе к Киеву; здесь капище было вполне уместно. Хоревица, названная в поздних источниках XVI—XVII веков, отождествлялась с Вышгородом. Теоретически это можно допустить, так как в той же армянской записи только Хореан отмечен как город, находящийся «в области Палуни» (Полян), то есть как бы в стороне от городов старших братьев. Город (или область) Хореван знает Ибн-Русте, упоминая, что здесь русы размещают пленных славян. Но Вышгород ли это, или гора Хоревица (Юрковица) в Киеве, остается неясным.

Сложнее обстоит дело с городом основного героя легенды — Кия. Археологи еще в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе внутри так называемого «города Владимира» небольшой отсек этого города, самостоятельную крепостицу — «градок», обнесенный валом и рвом. Современные киевские археологи (П. П. Толочко, С. Р. Килиевич) на основании керамики типа «корчак» датируют этот «градок» V—VI веками н. э. И с этим можно согласиться. Как назывался этот «докиевский» Киев? Константин Багрянородный и на этот раз сообщает интересные сведения. Рассказав о том, что ладьи-однодревки сходятся к Киеву из Новгорода, Смоленска, Чернигова, цесарь пишет, что все они «собираются в киевской крепости, называемой Самбатас». Император хорошо знал Киев и упоминал его неоднократно, но в данном случае назвал, очевидно, какую-то часть города, связанную с рекой, гаванью, затоном. Уже высказывалась мысль, не является ли название киевской крепости Самбат древним именем торгового пункта, подступавшего, судя по находкам римских монет на Подоле, к самому Днепру. Это могла быть одна из небольших гор, расположенных близ Подола. Этимология слова неясна. К двум десяткам различных толкований имени Самбата можно добавить (для будущего рассмотрения лингвистами) еще одно направление мысли: есть славянское слово XI века «самобытие», обозначающее самостоятельность, естественность.

Крепость на Старокиевской горе была как бы капитанской рубкой, с высоты которой Полянский князь мог не только видеть Вышгород и устье Десны, но и управлять всеми плывущими у подножия Горы. В своих разысканиях о начале Киева никто из исследователей (в том числе и я сам в работах 1950—1960 годов) не обращал внимания на интереснейшую двойственность в определении местопребывания Кия: и русская летопись и армянская «История Тарона» в полном согласии друг с другом говорят о том, что у князя Кия (Куара) сначала была резиденция в одном месте, а по прошествии некоторого времени братья взошли на высокую гору с охотничьими угодьями и здесь-то и основали новый город. В армянской записи говорится о постановке в новом городе на горе двух идолов. Раскопки киевского археолога В. В. Хвойко в 1908 году обнаружили в свое время на Старокиевской горе; почти в центре «градка» Кия, два языческих жертвенника: один с четырьмя выступами строго по странам света (богу Вселенной Рогу, или Сварогу) н другой — Круглый (может быть, богу солнца Дажбогу). Где же жил Кий первоначально, до постройки верхней крепости? Вглядимся внимательней в летописный текст: «И седяше Кый на горе, идеже ныне увоз Боричев». Боричев увоз (спуск) начинался около угла верхней крепости Кия (близ Андреевской церкви Растрелли) и выводил за город на Подол. На первый взгляд все совпадает— крепость Кия и начало спуска действительно соседствуют. Но крайне удивляет то, что в других местах своей хроники летописец Нестор, отлично знавший топографию Киева, упоминал территорию древнего «градка» Кия, но дважды обозначал ее самым заметным ориентиром: за Десятинной церковью. Первоначальная же резиденция Кия обозначена спуском и дорогой к Днепру, проходящей вне города. Она находилась действительно за пределами Старокиевской горы, у «Боричева тока» (продолжавшего Боричев увоз),— это Замковая гора, «Киселевка», омываемая течением речки Киянки, в самом имени которой видна близость к Кию и Киеву. Путь «по Боричеву» из великокняжеского дворца к церкви Пирогощи на Подоле, которым князь Игорь возвращался в 1185 году из Киева, пролегал у самой подошвы Замковой горы. Замковая гора — останец высокого берега с крутыми, обрывистыми краями — была заселена уже в V—VI веках. Более того, киевские археологи полагают, что именно отсюда шло заселение окрестных мест, а это полностью подтверждает высказанное выше предположение о первоначальном местопребывании князя Кия. Здесь, на Замковой горе, был мощный культурный слой, датированный византийскими монетами императоров Анастасия (498—518) и Юстипиана (527—565), относящийся к концу V и VI века. 

Град князя Кия на горе не разрастался в то время; тогда была пора не строительства, а походов, не производства, а трофеев. Но историческая роль Киева начиная с этого времени непрерывно возрастает. По всей вероятности, именно в это время происходит слияние в один большой союз нескольких лесостепных славянских племен: руси (по рекам Роси и Днепру), северян (по Десне и Сейму) и полян, живших севернее Руси, вокруг Киева. Первенство в новом союзе, можно думать, первоначально принадлежало русам. Союз среднеднепровских славянских племен назывался Русью, «Русской землей» (в узком смысле), но столицей этого союза становится Полянский Киев, что потребовало от летописца специального пояснения: «Поляне, которые теперь называются Русью», но он же назвал Киев «матерью городов русских». Дальнейшие события в восточнославянском мире подтвердили устойчивое положение Киева как главного центра объединения и защиты славянства. К рубежу VI—VII веков завершилось заселение Балканского полуострова славянами. Славяне восточной половины полуострова получили от тюрок-болгар свое новое собирательное имя, ассимилировали тюрок и сохранили большую близость к восточным славянам («антам»), от которых они откололись в VI веке. Степи были заняты новыми ордами кочевников, среди которых выделялись хазары. Летописец с гордостью говорит о том, что когда хазарский хан потребовал дани с земли полян, то поляне дали вместо дани меч, символ вооруженной независимости. Примерно в это же время (точно оно, к сожалению, не обозначено, может быть, это рубеж VIII—IX веков) происходит перерастание днепровского союза в суперсоюз, объединяющий несколько союзов славянских племен. Летопись перечисляет их: «Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север». Все они входят в общее понятие Руси. Это почти половина восточных славян. Такой союз, охватывавший территорию около 120 000 квадратных километров и простиравшийся на 700 километров на север, вплоть до Западной Двины, или уже был настоящим государством, или становился им. Киевским историкам средневековья было чем гордиться, когда они сравнивали свой город с Римом и Александрией,— Киев был столицей крупнейшего в Европе феодального государства; Киев успешно оградил славянские народы от наездов кочевников; Киев принимал товары разных стран и сам наладил ежегодные связи с Византией, арабским халифатом и Западной Европой. Киевские князья породнились с императорскими и королевскими домами Византии, Венгрии, Франции, Польши, Англии, Швеции, Норвегии.

И всю историю Руси киевский историк начинает с ответа на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити?» Мы теперь можем определить, что Киев начал играть свою историческую роль с момента своего возникновения; он возник как историческая необходимость полторы тысячи лет тому назад и с честью пришел к своему славному юбилею. /Академик Б. Рыбаков*/


 *Бори́с Алекса́ндрович Рыбако́в (21 мая (3 июня) 1908, Москва — 27 декабря 2001, Москва) — советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН (1991; действительный член АН СССР с 1958 года). Герой Социалистического Труда (1978). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии.

 

***

О "великорусском языке". У «московского наречия», как называл его Ломоносов,  история возникновения на базе языка, принесенного славянами-колонистами на берега р. Москва. Затем Ломоносов с сотоварищами взяли «Лексикон славяно-росский» 1627 г. галичанина Памвы Берынды и другие изданные в Украине грамматики и на их основе создали первую версию грамматики литературного великорусского языка. Буквы «ї» и «і» в ней были и россияне все еще «ставят точки над «И».

Ця праця Памва Беринди — найвидатніше досягнення староукраїнського  словникарства. Складається з двох частин: «Лексіконь» — церковнослов'янсько-український словник; та «…Имена свойственная» — зібрання тлумачень топонімів й антропонімів, а також загальних назв неслов'янського походження. У пам'ятці майже 7 000 статей (бл. 5 000 у 1-й частині, 2 000 — у 2-й, у тому числі бл. 1 400 онімів).



Обновлен 28 фев 2017. Создан 22 мая 2014



  Комментарии       
Всего 5, последний 1 год назад
наблюдатель 02 мая 2015 ответить
Москва являлась вассалом Орды (а вовсе не неким «самостоятельным государством» ) с 1242 по 1700 год: 458 лет, почти 5 веков, а вовсе не 250 лет, как рассказывают российские историки. И суть заключалась не только в самой дани, а в том, что правители Москвы получали ярлыки на княжение в Орде, признавали свой вассалитет и главенство над собой Орды, а в храмах Московии воспевали в первую очередь имена Царей Орды, а уж затем имена своих местных московских правителей. "Но турки были страшно истощены [к 1700 году беспрерывными войнами] и заключили мир, уступили России Азов со всякими старыми и новыми, уже построенными Петром городками; а крымский хан должен был отказаться от дани, которую до сих пор платила ему Россия [!!!] под благовидным названием поминков или подарков". (С. М. Соловьев "Чтения и рассказы... ", стр. 502-503.) с 1473 года, когда Иван III на Библии принес присягу Крымским Гиреям, до 1563 года между Крымской Ордой и Московией не существовало серьезных разногласий. Крымский Хан даже бровью не повел, когда Иван Грозный в 1552 году поработил Казанское, а позже, в 1554 году, - Астраханское Ханство. Но с 1563 года отношения между Московией и Крымским Ханством стали резко меняться. А в 1570 году турецкий Султан даже потребовал вхождения Московии в состав Османской Империи» . "С 1563 по 1570 г. Иванъ напрасно старался предотвратить татарское нашествiе.. . Стефан Баторий напомнил Ивану Грозному, что еще его дед Иван III, как и все его предыдущие предки, "слизывали кобылье молоко с грив татарских лошадей". (К. Валишевский "Иван Грозный", стр. 340.)
realistf1 03 ноя 2015 ответить
Изложенный вами факт и есть объяснение того, что происходило в Московии-"России" и происходит поныне.Нет в истории за весь период существования Московии-"России" ни единого дня которым бы могли гордится нынешние "русские". Мрак, вековая бедность и прежде всего духовная, рабство, преклонение перед собственными палачами, подхалимство заискивание, коррупция.... все это наследие Татаро-Монгольского ига и его последователя Золотой Орды,чьи представители и по сей день бесчинствуя, занимаются самоуничтожением, при этом не желая роста и благосостояния соседям, видимо на генетическом уровне передался ген варвара, азиата-завистника, зверя...
чк 04 янв 2016 ответить
На Руси было порядка десятка диалектов, каждое племя-народ говорили на родственном, но отличном языке. Но для всех был создан общий, литературный, язык. Филологи его называют древнерусский язык. На этом языке писали и говорили все князья и аристократия Руси. На этом языке писались грамоты, велась переписка и составлялись законы. Хочешь быть образованным — учи древнерусский язык. И ему учили со времён Ярослава Мудрого (собственно, за это его и нарекли Мудрым). Это деловой и официальный язык Руси. Из него родился современный украинский язык. Этим языком мальчишки Новгорода, к примеру, исписали стены местных церквей. Таким образом они демонстрировали свою образованность (кстати, в Новгородской области ещё в 20-м веке «свет» называли по-украински (читай: древнерусски) — «світ»)
Древнерусский язык — это славянский язык родной.
В Украине (Руси) был и второй язык. Если ты хочешь выехать за пределы Руси в какую-нибудь образованную страну, то необходимо владеть славянским языком международным. Образованной заграницей тогда были Болгария, Сербия, Хорватия, Византия, Моравия. Этот язык филологи именуют старославянским. Даже в греческой Византии знали церковнославянский язык (церковнославянский и старославянский одно суть).
Население на Руси активно обучали старославянскоу языку. На нём велось богослужение, его изучали в школах. Таким образом, простонародью открывали новые возможности — например, стать дипломатом или переводчиком в кацелярии (социальные лифты на Руси работали на полную).
Таким образом, на Руси было два официальных языка: древнерусский язык, который со временем трансформировался в украинский, и старославянский (он же древнеболгарский), который стал основой так называемого современного русского языка. Он и есть «руський» язык, вот только к Мордовии (то бишь к так называемой «России») он имеет опосредованное отношение, учитывая, что сама Мордовия попросту «украла» себе имя «Россия» и «русский» у украинцев.
А теперь подтверждение, что ватный ымперец запутинец Затулин таки не врёт.
Вот вам пример «современного русского языка» в Украине задолго до того, как он «освоился» в Московии.
Это вірши неизвестного киевского студента за 20 лет до того. Примерно, 1595-й год. Стихотворение написано по заданию учителя под алфавит (каждая первая буква — буква алфавита по порядку)
А. Аз єсмь всемỳ ми́ру свЂт,
Б. Бог єсмь прéжде всЂх вЂк,
В. Ви́жу всю тáйну человЂческую,
Г. Глаголю же вам, сынóм человЂческим:
Д. «Добрò єсть вЂ́рующим въ имя моє́,
Є. Єсть гнЂв мои на грЂшники,
Ж. Жизнь єсмь всемỳ ми́ру,
S. Sло закóнопреступником,
З. Земля̀ подножіє ногáм мои́м,
Это вірши украинского поэта Памво Беринды, 1616-й год. Здесь также есть элементы старославянского языка (вкупе с древнерусским-украинским наречием):
В Христа збавителя дня того нароженьє,
И в высокости бозского нас навеженьє;
Кролеве перскіє пана свЂта почтили,
Же го с троякими подарки привЂтили.
З миром, з кадилом, и з злотом го витаючи,
Богом и человЂком Христа вызнаваючи.
А иж я нендзный злота и сребра нЂмаю,
Ото чим могу, тым тя, пане мой, витаю:
Пане милостивый, и отче превелебныи,
Пастыру добрый, церкви Христовои потребный.
Веспол з велебным презвитерством мЂста Лвова,
Котрых рада к збудованю завше готова:
Речій, котрые бы ку хвалЂ божой были,
И людій до целю збавенья приводили.
Не взгоржаючи працею слуги твоєго,
Малый колос убогого жнива моєго:
Прійми о архіерею великій значный,
Яко в речах не похибне дЂльный, и бачный.
С честными мнЂ отцы презвитерми своими,
ВЂрными в всем съслужительми твоими
За коляду в щодрый день, книжечку тую,
Праздника зацного на памятку святую.
Это был вирш на старославянском языке, а вот чистый древнерусский (украинский) в это же время, начало 17 века. Это два языка, параллельно используемых.
Ян Жоравницький
Хто йдеш мимо, стань годину.
Прочитай сюю новину.
Чи єсть в Луцку бЂлоглова,
Як та пани ключникова?
Хоча й вЂк подойшлый має,
A розпусты не встыдає;
Убираєтся в форботы,
Леч не дбає про чесноты.
Нащо модлы єй, офЂры?
Абы були кавалЂры!
Лиш малженок Ђдет з двора —
Внет тут молодыков чвора!
З ними учты и беседы —
Не вертайся, мужу, теды!
Ой ты, мужу необачный!
Зробы жонЂ бенкет смачный:
Змаж ю лоєм з дхлого хорта,
Ачей, зженеш з шкуры чорта;
Смаруй кієм над статечность,
Нех забуде про вшетечность
Так было на Руси (Украине). А вот так было в Мордовии-Московии в это же время
Это письмо знатного либерала и предателя Андрея Курбского тирану и Ымператору Ивану Грозному. Несмотря на то, что князь Андрей сбежал за границу, говорил он дремучим ватным московским наречием — письма Курбского были обращены не столько Ивану, сколько знати и народу с объяснением своего бегства.
Тут нужно пояснить. Мордву наши предки русины (украинцы) крестили огнём и мечом. В итоге мордва забыла свой язык и училась тому, на котором учили в церквах, т.е. — церковнославянскому языку. Древнерусский язык мордва не знала просто потому, что не знала и всё! Её ему не учили! Во времена правления Орды этот язык существенно исказили местными, финно-угорскими наречиями
Ща упадёте! Это, друзья, запущенная форма мордовского восприятия «руського язык». Это классический финский акцент саамов.
Царю от бога препрославленому, паче же [во правос] лавии 35 пресветлу явльщуся, ныне же грех ради наших сопротивне обретеся. Разумеваа да разумеет, совесть пр[окаженну] 36 имуща, якова же ни в безбожных языцех обретается. И больши сего о сем глаголати вся по ряду не попустих языку моем [у, но гонени]я ради прегорчайшаго от державы, твоея и ото многиа горести сердца поущаюся мало изрещи ти. Про что, царю, сильных в [о Израили побил] еси и воевод, от бога данных ти на враги твоя, различными смертми разторгнул еси и победоносную святую кровь их во церкв[а]х [божиях пр]олиал еси и мученическими кровьми праги церковныя обагрил еси и на доброхотных твоих, душа своя за тя полагающих, неслых[ованные от] века муки и смерти и гонениа умыслил еси, изменами и чародействы и иными неподобными облыгаа православных и тщася [со усердием] свет во тьму преложити и тму в свет, и сладкое горько прозвати и горькое сладко? А что провинили пред тобою и чем про[гневаша] тя христианстии предстатели? Не прегордыя ли царства разорили и подручны во всем тебе их [288] сотворили, у них же преже [в работе] были праотцы наши? Не претвердыя ли грады германскиа тщанием разума их от бога тебе даны быша? Сия ли нам, бедным, [воздал еси] всеродно погубляя нас. Или безсмертен. царю, мнишися, и в небытную ересь прельщен еси, аки не хотя уже предстати .неумытному [судии и] надежде христианстей, богоначальному Исусу, хотящему судити вселенней в правду, паче же не обинуяся прегордым гонителем […]я 37 истязати до влас прегрешениа их, яко же словеса глаголют? Он есть — Христос мой, седяй на престоле херувимсте одесную силы ве[личест]виа в превысоких,— судитель межу тобою и мною. И коего зла и 38 гонениа 38 от тебе не претерпех! И коих бед и напастей на мя не подвигнул еси! [Коих лж]ей и измен на мя не возвел еси! А вся приключившаа ми ся от тебе различныя беды по ряду, за множество их, не могу изрещи, [понеже гор]естию еще душа моя объята бысть. Но вкупе вся реку конечно: всего лишен бых и от земля божиа туне тобою отгнан [бых. И за] благаа моя воздал ми еси злаа и за возлюбление мое — непримирительную ненависть. Кровь моя, яко вода пролита за тя, [вопиет на] тя богу моему. Бог — сердцам зритель — во уме моем прилежне смышлях и совесть мою сведетеля представлях, и исках, и зрех [смышленно] обращаася, и не свем себе, и не найдох в чем пред тобою виновата и согрешивша. Пред войском твоим хождах и исхождах и никоего [ж тебе беще]стиа не приведох, но разве победы пресветлы помощию аггела господня въ славу твою поставлях, и никогда же полков твоих чюжим [полком хреб]том обратих, но паче одолениа преславнаа на похвалу тебе сотворях. И сие не во едином лете, ни во двою, но во многих летех [потрудих]ся многими поты и терпением, яко мало и рожшеа мя зрех, и жены моея не познах, и отечества своего остах, но всегда [в дальних и окольн]ых градех твоих против врагов твоих ополчахся и претерпевах естественыя болезни, им же господь мой Исус Христос сведетель, паче же [учащаем б]ых ранами от варварских рук в различных битвах. Сокрушенно же ранами все тело мое имею. И тебе, царю, вся сиа ни во что же бысть.
Мало того, даже через сто лет после Курбского, через сто лет после вышеуказанных украинский виршей, Московия продолжает говорит на саамском (финском) наречии того языка, которsq она с трудом выучила у украинцев
Протопоп Аввакум, 1672-й год
Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище десныя 2 ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. И ныне, владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю Дионисия Ареопагита о божественных именех, что есть богу присносущные имена истинные, еже есть близостные, и что виновные, сиречь похвальные. Сия суть сущие: сый, свет, истина, живот; только четыре свойственных, а виновных много; сия суть: господь, вседержитель, непостижим, неприступен, трисиянен, триипостасен, царь славы, непостоянен, огнь, дух, бог, и прочая по тому разумевай
Как видим, «современный русский язык» использовался в Украине одновременно с «современным украинским языком» (точнее, речь идёт о ранних формах обоих языков). Как и сейчас, это было два параллельных языка Украины. Один из них царь Пётр и Феофан Прокопович ввели в Московии, которую переименовали в Россию, так как язык был «руським».
Таким образом, русский язык -это НАШ украинский язык. Его разработали, и на нём говорили наши предки русины-украинцы. Они же и научили говорить на нём финно-мордву.
И я считаю, что зря научили. Толку с того, что мордва научилась говорить по-украински (по-русски), а культуры не прибавилось. Да, её причесали, умыли, а в помойке, как возилась, так и возится. Орду не исправить (кстати слово «морда» происходит от «мордва», так воспринимали русины-украинцы лица мордвин — «мурдь» по-мокшански — «муж, человек»).
Считаю, что надо разрешить мордве, удмуртам и прочим народам говорить на тех языках, которые их родные. Надо им их вернуть. Да, народы эти уже будут не русские, но и не агрессивные, и не будут учить украинцев «русскому миру». В определённом смысле агрессия финно-мордвы против украинцев — наша карма. Мы заслужили их агрессию: мы отобрали силой у них их родину Надо вернуть им их языки и страны. Пусть сами воюют между собой и соревнуются в первенстве в своём «финно-угорском мире».
Информация, изложенная в этом посте, легко проверяется. Если встретите ватника, который говорит вам, что вы говорите на его ватном языке, закройте ему рот. Теперь вы вооружены знанием. Это не вы говорите на «его» языке. Это он, ватник, научен человеческому языку и позорит его своим ордынским быдломировоззрением.
чк 10 июн 2016 ответить
В 1897 году правительством была произведена всероссийская однодневная перепись, результаты которой были официально опубликованы лет 56 тому назад. По этой переписи население России в отношении родного языка распределяется следующим образом:
Великороссы 43.30 проц. всего населения
Украинцы 17.41
Поляки 6.17
Белоруссы 4.57
Евреи 3.94
Киргизы 3.18
Татары 2.91
Немцы 1.40
Литовцы 1.29
Латыши 1.12
Башкиры 1.12
Грузины 1.05
Армяне 0.91
Молдаване 0.87
Мордва 0.79
Эсты 0.78
Остальные народности, насчитывающие меньше миллиона членов, опускаю для краткости. Надо иметь в виду, что под этими скромными на вид процентами скрываются громадные абсолютные цифры. Украинцев, например, 22 с половиной миллиона.
vs-piter 23 авг 2016 ответить
а мордвы чё так мало? в великоросы записали?ну и австро-венгерский генштаб сработал отлично - 22 миллиона обучил украинскому!!!
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
free counters free counters